Достопримечательности Шри-Ланки
Водопады
Все водопады Шри-Ланки высотой более 10 метров
Наименование водопада | Высота в метрах | Местоположение |
Aberdeen Falls | 98 | Aberdeen |
Dethiri Ella | 30 | Dolosbage |
Ahupini Ella | 10 | Berawila |
Alakola Falls | 60 | |
Baker’s Falls | 20 | Horton Plains National Park |
Bambarakanda Falls | 263 | Kalupahana |
Bomburu Ella | Perawella | |
Bopath Ella Falls | 30 | Ratnapura |
Delta Falls | 60 | |
Dessford Falls | 20 | |
Devon Falls | 97 | Talawakele |
Diyaluma Falls | 220 | Koslanda |
Doovili Ella | 40 | |
Dunhinda Falls | 63 | Badulla |
Elgin Falls | 25 | Ambewela |
Galboda Ella | 30 | Nawalapitiya |
Galdola Falls | 100 | |
Garandi Ella | 100 | Balangoda |
Gartmore Falls | 20 | Maskeliya |
Glain Falls | 10 | |
Handapan Ella | 200 | |
Handun Ella | 30 | |
Huluganga Falls | 75 | Huluganga Town |
Hunnas Falls | 60 | Elkaduwa |
Kalupahana Falls | 10 | |
Kirindi Ella | 116 | Pelmadulla |
Kothmale Mahakandura Falls | 10 | |
Kurunduoya Falls | 206 | |
Laxapana Falls | 129 | Hatton |
Lihinihela Ella | 200 | |
Lovers Leap | 30 | Nuwara Eliya |
Madanagiri Falls | 70 | |
Mahakandura Falls | 120 | |
Manawela Falls | 22 | |
Mannakethi Ella | 60 | |
Mapanana Falls | 148 | Gilimale |
Nakkawita Falls | 100 | |
Nanuoya Falls | 60 | |
Okandagala Falls | 63 | |
Oolu Ella | 200 | |
Peessa Ella | Lunugala | |
Puna Falls | 100 | |
Pundalu Oya Falls | 100 | |
Ramboda Falls | 109 | Pussellawa |
Rathna Falls | 101 | |
Ravana Falls | 25 | Ella |
Rawan Ella | Uduhawara | |
Sampath Ella | 30 | |
St. Clair’s Falls | 80 | Hatton |
Seetha Kotuwa Falls | 60 | |
Sri Pada Falls | 75 | |
Yaka Andu Ella | 60 | |
Windsor Forest Falls | 10 |
Десять наиболее красивых водопадов
Галле
Галле — город и порт на юго-западе Шри-Ланки, столица Южной провинции. Население — 104,2 тыс. человек (2002). Связан железной дорогой с Коломбо и Матарой.
Историк Джеймс Эмерсон Теннент считал, что Галле соответствовал ветхозаветному городу Таршиш, из которого царь Соломон вывозил ланкийские самоцветы и слоновую кость. Город был крупным центром торговли — здесь вели свои дела персидские, греческие, римские, арабские, малайские и индийские купцы.
К моменту появления португальцев (в 1505 году) город назывался Гимхатиффа. Португальский флот, направляющийся на Мальдивы, сбился с курса и нашел убежище в гавани. Предположительно, услышав крик петуха (galo на португальском языке) португальцы дали городу его название. Другая, более вероятная история, — то, что название произошло от сингальского слова gala (скала).
В 1640 году на смену португальцам пришли голландцы. Они построили (к 1663 году) гранитный форт Галле (входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО) — крупнейшую сохранившуюся до настоящего времени крепость в Азии, созданную европейскими колонизаторами. После постройки форта Галле стал главным портом Шри-Ланки на более чем 200 лет и был главной гаванью для кораблей путешествующих между Европой и Азией.
В 1796 году город захватили англичане. При британском господстве роль Галле как портового города значительно упала, поскольку англичане предпочли развивать порт Коломбо.
В настоящее время в Галле развита пищевая (в том числе рыбная), стекольная и текстильная промышленность. Галле является одним из главных центров туризма страны. Из достопримечательностей города, помимо форта Галле, можно отметить собор Св. Марии (построен иезуитами) и многочисленные индуистские и буддийские храмы.
Город сильно пострадал во время цунами 26 декабря 2004 года. Погибло несколько тысяч человек. Однако к настоящему моменту город практически полностью восстановлен, спад в туристической отрасли сменился новым подъёмом.
В Галле можно легко съездить в качестве однодневной поездки из Хиккадувы и Унаватуны, но некоторые увлеченные путешественники останавливаются в стенах старого форта для того, чтобы почувствовать его атмосферу.
Посещение форта Галле бесплатно.
Дамбулла
Золотой храм Дамбулла — пещерный буддийский храм I-го века до н. э., высеченный в скале, с многочисленными статуями Будды. Каменный храм спящего Будды является самым крупным пещерным храмом в Южной Азии. Храм является священным местом паломничества уже на протяжении 22 веков. Находится в городе Дамбулла Центральной провинции Шри-Ланка в 148 км от Коломбо, около города Матале.
В создании пещерного храмового комплекса принимали участие многие правители острова, сменявшие друг друга. Храмовый комплекс состоит из нескольких пещер, расположенных на высоте 350 метров, и многочисленных ниш, поверхность которых росписана буддийской настенной живописью.
Храм расположен на покрытой лесом живописной вершине горы. В храме имеется 5 основных пещер и остатки 25 скальных келий. В разных пещерах сохранились 153 статуи Будды, 3 статуи королей Шри-Ланки, 4 статуи богов и богинь, а также настенная буддийская живопись общей площадью 2100 м². В храме находится самая большая коллекция статуй Будды, многим из которых более 2000 лет. 73 статуи покрыты золотом, из-за чего храм получил название «Золотого».
Каждая из пяти пещер имеет своё название:
- Девараджалена (Devaraja Vihara). В пещере находится 14-метровая статуя лежащего Будды с учеником Анандой у его ног. Ещё есть четыре статуи Будды и статуя бога Вишну. Снаружи к пещере примыкает часовня бога Вишну.
- Махараджалена (Maharaja Vihara). Самая большая пещера, в которой находится ступа, окружённая 11-ю скульптурами Будды в состоянии медитации. В пещере есть много других скульптур.
- Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya). В пещере размером 27 х 10 м находятся 56 статуй, среди которых спящий 9-метровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих. На потолке нарисованы изображения 1000 Будд в состоянии медитации.
- Паччима Вихарая (Paccima Viharaya). Пещера 16 х 8 х 8 м с небольшой ступой в центре.
- Девана Алут Вихарая (Devana Alut Viharaya). Небольшая пещера, которая ранее использовалась в качестве склада. Содержит 11 статуй Будды, а также статуи богов Вишну, Катарагамы и местного бога Девата Бандары.
Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.
Входная плата: бесплатно.
Время работы: 7:30 — 18:00.
Багаж можно оставить на полицейском посту (бесплатно).
Сайта храма: www.goldentemple.lk
Перадения
Прогуливаясь по просторным полянам, пальмовым аллеям и тенистым рощам ботанического сада вы ощутите свежесть и слияние с природой. Созданный в 1821 году сад расположился на 60 гектарах слегка холмистой местности, где река Махавели, самая крупная река на Шри-Ланки, образует петлю. Вдоль берега заросли бамбука препятствуют эрозии почвы и в то же время прибавляют шарм окружающему пейзажу. Сад разбит на несколько зон. Контраст цветовой гаммы декоративных и цветущих деревьев, большинство которых цветет в засушливое время года, очаровывает посетителей.
Одна из удивительных зон — коллекция комнатных растений (750 видов), достоинством которых являются уникальные формы листьев и многообразие расцветок. Но главный достояние сада — декоративные орхидеи (около 100 видов). В добавок к гибридам, в ботаническом саду есть коллекция диких орхидей Шри-Ланки, которые можно увидеть, лишь получив специальное разрешение. Пальмовая роща — еще одна группа растений, задерживающая внимание посетителей. 175 видов пальм не только украшают ландшафт, но и снабжают человека всем необходимым: едой, одеждой, укрытием, топливом…
Кроме декоративных и полезных растений в саду есть аллея мемориальных деревьев, посаженных главами государств и выдающимися деятелями мира, посетившими страну. Первое мемориальное дерево было посажено королем Эдуардом Седьмым — дерево Бо (фикус религиоза). Второе, цейлонское железное дерево — национальный символ Шри-Ланки, посадил русский царь Николай II в 1891 году. В саду есть также дерево посаженное Юрием Гагариным.
В саду Перадения растет множество деревьев со странными плодами и необыкновенными цветами, вызывающими повышенный интерес туристов. Неотъемлемой частью сада являются летучие мыши, гроздьями свисающие с высоких деревьев. Есть тут и фикус Бенджамина крона которого занимает площадь 2500 м2 и которому уже больше 150 лет.
Карта сада Перадения
Карта сада Перадения
- Вход
- Кокосовая алея
- Хвойные насаждения
- Коллекция эбонитовых деревьев
- Коллекция пальмовых деревьев
- Коллекция саговников (цикадовых)
- Ученический сад
- Коллекция бамбуковых деревьев
- Сад лекарственных растений
- Гигантский бамбук
- Каменная гряда
- Памятник садовнику
- Фиговое дерево
- Аллея кривых елей
- Национальный гербариум
- Коллекция фикусов
- Подвесной мост
- Королевская пальмовая аллея
- Мемориальные деревья
- Папоротниковые заросли
- Японский сад
- Цветочный сад
- Аллея пальмирских пальм
- Аллея капустных пальм
- Центр продажи растений
- Офис
- Оранжерея кактусов
- Оранжерея растений
- Оранжерея орхидей
- Сад специй
Входная плата 10 $
Время работы: 7:30 — 17:30, кассы до 17:00.
Сайт: www botanicgardens.gov.lk
Как добраться до сада Перадения
Как добраться до сада Перадения
Сад находится недалеко от города Канди поэтому осматривают его остановившись в городе или окрестностях.
Автобус номер 644 из Канди, остановка автобуса «Clock Tower» — возле башни с часами. Автобус номер 652, остановка автобуса «Torrington» — в районе рынка. Остановка возле Перадении — «Botanic garden». Вернуться можно на любом проходящем автобусе в сторону Канди.
Маяк Дондра
Маяк Дондра (Dondra Lighthouse) расположен на мысе Дондра, самой южной точке острова, и является самым высоким маяком в Шри-Ланке, а также одним из самых высоких в Юго-Восточной Азии.
Маяк находится в 6 километрах к юго-востоку от Матары. «Дондра» — синоним наименования «Деви-Нувара (Devi-Nuwara)», что на местном сингальском языке означает: «Деви» — «богиня» (индуистское) и «Нувара» – «город», поэтому означает «Город богинь».
Маяк Дондра – действующий, и находится в ведении государственного морского управления Шри-Ланки. Проект маяка был разработан во времена колониального правления Англией сэром Джеймсом Николасом Дугласом (James Nicholas Douglass) и построен в 1889 году Уильямом Дугласом (William Douglass), сотрудником английской императорской службы маяков. Все строительные материалы, включая кирпичи и стальные конструкции, были привезены из Англии. Гранитные плиты поставлялись из карьеров Шотландии и Корнуолла.
Высота маяка 49 метров, к самой высокой точке ведут 7 этажей из 196 ступеней, освещаемые светом из 14 окон. Построен в виде восьмигранной пирамиды. Рядом с маяком находится возвышение с камнем который отмечает, что это самая южная часть Шри-Ланки.
Маяк Дондра является одним из четырех международных маяков в Шри-Ланке. Он был модернизирован в 2000 году в связи с введением глобальной системы позиционирования (GPS) и связан компьютерной сетью с другими маяками по всему побережью. Ежедневно рядом с маяком проплывают около 250 судов и большинство из них используют маяк для навигации. Также маяк активно используется рыбаками, ланкийским флотом и коммерческими судами.
С маяка открывается красивый вид на побережье Шри-Ланки, также отсюда можно наблюдать голубых китов во время их миграции возле берегов Шри-Ланки.
Вход на маяк платный — 500 рупий (можно поторговаться).
Михинтале
Михинтале находится в 12 километрах восточнее Анурадхапуры. Михинтале — это место начала распространения буддизма на острове. Место это историческое и в нем сейчас никто не живет. Расположено оно на небольшой горе. У подножья горы находятся останки древних буддийских построек. Раньше здесь жило около 3000 монахов. Местные жители приносили сюда еду и складывали ее в огромную ладью. Рядом с ней находится большой каменный стол. Поднимаемся по большой каменной лестнице на гору. Слева, на взгорье расположена статуя Будды, справа — ступа, впереди скала.
На скалу ведет небольшая железная лестница. В центре этого комплекса находится ступа и небольшое огороженное место, где в 4 веке до н.э. царь Деванампиятиссе встретился с буддийскими монахами, посланниками индийского царя Ашоки. В то время здесь был дикий лес, в котором царь охотился на оленей, но столкнулся с монахами и у него завязался разговор. Всего монахов было пятеро, вступивший в диалог монах Махинда, сын короля Ашоки, использовал буддийскую логику, чем сильно поразил царя. Так все и началось. Вскоре царь и сам стал буддистом. Махинда и его ученики предпочитали жить вдали от мирской суеты, для чего королем Деванампиятиссой было выстроено несколько пещер на холме Михинтале, или, как ее иначе называют, «горе Махинды».
Лестница ведущая наверх насчитывает 1850 ступенек, по которым предстоит подняться, чтобы увидеть множество сооружений, входивших в состав большого монастырского комплекса. Вначале пути лестница довольно широкая и пологая, но ближе к вершине становится круче.
После подъема, на первой площадке справа находятся руины ступы Кантакачетья, построенной из кирпича во 2 веке до н.э. и достигавшей в высоту 30, а в диаметре 130 метров. Сейчас высота открытой после раскопок ступы около 12 метров, однако, все сохранившиеся стены украшены фигурками слонов, павлинов и змей.
На второй лестничной площадке расположился монастырь Медамалува, а слева можно увидеть трапезную Боджанасалава или иначе называемую домом подаяний. Перед ней находится каменное корыто, куда прихожане складывали пищу для монахов. Неподалеку виден зал для собраний общины, состоящий из 64 колонн, от которых сохранилась лишь малая часть. Немного ниже можно увидеть львиный бассейн Синха-покуна, похожий на каменную цистерну, где из пасти стоящего на задних лапах льва выливалась вода.
Продолжив движение по лестнице наверх, можно увидеть то самое место, где царь Деванампиятисса впервые встретил архата Махинду. Для того, чтобы подойти поближе к площадке, где среди пальм возвышается Амбастала дагоба, необходимо снять обувь. Амбастала дагобу еще называют Дагобой мангового дерева в память о загадке, которую зажал Махинда королю Деванампиятиссе. Саму дагобу построил царь Махадатика Маханага, а через 200 лет король Канататисса добавил две галереи, покрытие деревянной крышей. Со временем крыша не сохранилась, но вот два ряда каменных колонн стоят вокруг дагобы и по сей день. Рядом с дагобой возвышается статуя короля Деванампиятиссы. Чуть правее от террасы находится Арадана Гала — гора, откуда Махинда читал свою первую проповедь жителям города.
На самой верхней платформе, куда так же необходимо подняться по лестнице, стоит Махасейя Дагоба – одна из первых ступ острова, в которой по преданию замурован волос Будды. Эта величественная белая ступа, лежавшая в руинах, была полностью восстановлена. Сверху открывается захватывающий вид на Анурадхапуру. При спуске с горы на пути можно увидеть другую ступу, Махинда Сейя, с реликвиями Махинды, и грот с треугольной каменной плитой или «кроватью Махинды», где проповедник жил вплоть до своей смерти в 199 г. до н.э.
В какую бы погоду вы не поднимались по этим святым ступеням, вас охватывает атмосфера величия и умиротворенности. В этом месте силы, если замереть на минуту, можно услышать как наши предки, жившие еще более 2500 тысяч лет до н.э., разговаривают с нами и передают мудрость и знания об этом мире из глубины веков своим потомкам.
Недалеко находятся останки древней больницы. Уже в те времена она была спланирована как современное лечебное заведение: с отдельными палатами для больных и процедурным кабинетом, в котором применялись масленые ванны. Каменная ванна стоит до сих пор.
Входная плата 500 рупий
Амбевела
Нувара Элия (Nuwara Eliya) (или как произносят ланкийцы «Нурелия») — очень популярное место среди туристов и воспринимается как Маленькая Англия. Совсем рядом расположено не менее интересное место, которое, если продолжать географические сравнения, являет собой Маленькую Новую Зеландию. В 17 километрах от Нувара Элии, в городке Амбевела (Ambewela), в окружении бесконечных пастбищ и огромного количества ветряков, находится молочная ферма. Она открыта для туристов, и посещение будет интересным как взрослым, так и детям.
От Нувара Элии добраться до фермы можно на машине либо на поезде. Путь к ферме сам по себе уже напоминает экскурсию — луга и пастбища вызывают ассоциации с рекламой молочного шоколада, а изредка встречающиеся домики выглядят пряничными. Территория фермы относительно небольшая, и обстоятельная экскурсия может занять около 2 часов. Каждый день, около 12 часов дня, есть возможность посмотреть, как происходит сбор молока при помощи доильных аппаратов (в будние дни в это время может быть достаточно многолюдно, т.к. на экскурсии привозят местных школьников). Тут же на территории расположено кафе, в котором молоко можно попробовать как в чистом виде, так и виде молочных коктейлей. На ферме есть своя сыроварня, и сыр так же можно приобрести — свежайший и совсем не дорогой.
Кроме коров, на ферме так же выращивают коз и кроликов. Доступ во все помещения с животными открыт и, при желании, можно покормить коров и коз сеном. Эту экскурсию можно отлично совместить с поездкой в национальный парк Хортон Плейнс (Horton Plains), который находится примерно в 15 километрах от фермы.
Вход платный — 100 рупий для туристов и 50 рупий для местных жителей.
Мулкиригала Раджа Маха Вихара
Мулкиригала Раджа Маха Вихара (Mulkirigala Raja Maha Vihara) – пещерный храмовый комплекс, расположенный в южной части Шри-Ланки – имеет древнюю историю. Первые монашеские кельи появились здесь более 2000 лет назад, а в письменных источниках Мулкиригала появляется в 1 веке до н.э. Все время перестраиваясь, комплекс принял вид, в котором его можно видеть сейчас, в 18 веке.
В настоящее время основными объектами комплекса являются семь пещерных храмов, монастырь, два дерева Бодхи, несколько небольших ступ и высеченный в скале маленький пруд.
Объекты Мулкиригалы располагаются на пяти площадках разной высоты, соединенных лестницами. Высота скалы, на которой расположен комплекс, чуть больше 100 метров.
Сама скала довольно густо заросла деревьями, поэтому подниматься по лестницам не очень жарко и, в общем, не утомительно.
Первое дерево Бодхи расположено на первой площадке вместе с маленькой ступой и двумя пещерными храмами.
По бокам от храмов размещены два светильника (они сейчас не используются по назначению), украшенных традиционными скульптурными изображениями (слоны и львы хорошо узнаваемы).
В храмах размещены статуи лежащего и стоящего Будды. Стены и потолок расписаны цветочными узорами и рисунками на буддийские темы.
Стиль рисунков на фасадной стене сильно отличается от традиционного стиля росписей в пещерных храмах. С площадки видны крыши школы для молодых монахов.
На второй площадке размещены храм и маленькая ступа. Здесь же можно найти древние монашеские кельи (внутрь попасть нельзя, входы закрыты).
Вдоль стен храма размещены статуи лежащего и стоящего Будды. Мотивы росписей стен и потолка — буддийские сюжеты, а вот стиль очень напоминает европейский – с нимбами вокруг голов.
С третьей площадки открывается хороший вид на окрестности. Четыре храма, расположенных в ряд, и маленький пруд, высеченный в скале, находятся на третьей площадке Мулкиригалы.
Пруду больше 1000 лет. В храмах можно увидеть статуи Будды и традиционные росписи.
Дверные арки красиво оформлены рельефами. В пещерах присутствуют также рисунки и статуи богов-охранителей.
Следующая лестница приводит к еще одной достопримечательности Мулкиригалы – вырубленной в скале старинной лестнице. Металлические поручни, очевидно, современная «надстройка», но и без них по ступенькам подняться не сложно.
Для тех, кто не хочет почувствовать на себе древность ступенек, сбоку сооружена современная удобная лестница с перилами, довольно крутая. На четвертой площадке растет второе дерево Бодхи. Рядом с деревом расположена узкая расщелина, которая спускается до самого низа скалы. К сожалению, там мало что видно – поросль кустарников очень густая.
На вершине комплекса – пятой площадке – размещены небольшая ступа, светильник и пустой павильон.
Входная плата 500 рупий.
Кассы работают: 6:00-18:00.
Как добраться до Мулкиригалы
Как добраться до Мулкиригалы
Автобусом из Матары (Matara) в сторону Тангалле (Tangalle) до автостанции Белиатта (Beliatta), к примеру, автобусом 34-2 Colombo — Tangalle. В Белиатте пересесть на автобус 338/1 Тангалле — Миддения (Middeniya) и выйти на остановке Мулкиригала. Из Тангалле на прямом автобусе в сторону Миддения, либо с пересадкой в Белиатта. Время в пути от Белиатты 20 мин. До пещерного комплекса от остановки 1 км, можно доехать на тук-туке.
Наблюдение за китами
Наблюдение за китами возле берегов Шри-Ланки проходит возле городов Мирисса (Mirissa), Тринкомали (Trincomalee) и Калпития (Kalpitiya). Сезон наблюдения в Мириссе и Калпитии с ноября по апрель, в Тринкомали с мая по август.
Одной из самых популярных точек отправления морских туров является городок Мирисса на южном берегу острова. Здесь находится причал, с которого отправляются корабли на поиски китов и дельфинов. В Мириссе находится множество агентств, которые готовы предоставить услуги по организации тура. Если у вас вдруг нет возможности забронировать тур заранее то можно подойти к 7 часам на причал (отмечен на карте ниже) и договориться о плавании уже непосредственно у отплывающего корабля. Если вы не живете в Мириссе, то тур по наблюдению за китами могут организовать из вашего отеля. В этом случае в стоимость тура будет включен трансфер и сумма за организацию поездки.
Во время тура вы можете увидеть голубых китов, полосатых китов, кашалотов, касаток, дельфинов и черепах.
Как проходит тур по наблюдению за китами в Мириссе
Как проходит тур по наблюдению за китами в Мириссе
- Корабль отплывает в 6:30 — 7 утра, необходимо быть на пристани за 30 минут до отплытия.
- Время плавания — 4-5 часов.
- Стоимость тура в Мириссе 4000-6000 рупий (дети до 6 лет бесплатно, до 12 лет половина стоимости тура), в эту стоимость, как правило, входит местный трансфер и легкий завтрак.
- Если китов во время тура увидеть не удалось, то предлагается совершить бесплатный тур на следующий день.
Надо учитывать, что киты могут не встретиться, а во второй день вам, возможно, уже не захочется плыть или перестраивать имеющиеся планы. Если на море большое волнение, то вероятна морская болезнь. В этом случае лучше с утра не завтракать и накануне принять таблетки против укачивания, к примеру, Драмина. Из немного необычных рекомендаций против укачивания — может помочь половинка спички в зубах.
Также необходимо помнить, что в погоне за прибылью и желанием угодить клиентам некоторые корабли подплывают слишком близко к китам (корабль не должен приближаться к киту ближе чем на 100 м), что вызывает в них стресс и сам корабль может нанести им травмы. Поэтому важно выбирать агентства которые сертифицированы совершать китовые туры, несут ответственность и понимают, что они делают.
Нагорья центральной Шри-Ланки
Нагорья Центральной Шри-Ланки — горные леса в южно-центральной части острова. Леса, расположенные на высоте до 2500 метров над уровнем моря, отличает большое биологическое разнообразие и высокий уровень эндемизма. В 2010 году нагорья Центральной Шри-Ланки стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Физико-географические характеристики
Нагорья Центральной Шри-Ланки представляют собой влажные горные леса на высоте более 1000 м над уровнем моря и включают центральный горный массив и горный хребет Наклс (англ. Knuckles Mountain Range), расположенный северо-восточнее. При средней высоте 1800 метров некоторые вершины центрального массива превышают 2500 метров. Горный хребет Наклс имеет среднюю высоту 1500 метров и ряд вершин выше 1800 метров. Почти все основные реки острова берут начало в этих горах.
Климат нагорья холоднее, чем в низменной части. Наблюдения показывают, что с ростом высоты на 100 метров температура воздуха в среднем падает на 0,5 °C. На больших высотах возможны ночные заморозки в зимний период. Ежегодная норма осадков составляет 2500-5000 мм. На юго-западных склонах наблюдается один сезон дождей с мая по сентябрь. На сеевро-восточных склонах добавляется второй сезон дождей с декабря по март.
Флора и фауна
Количество эндемиков в горных лесах Центральной Шри-Ланки очень велико. Более половины эндемиков Шри-Ланки приходится на этот регион. На изолированном горном хребте Наклс присутствуют отдельные виды-эндемики.
Млекопитающие, которые встречаются преимущественно на территории нагорья, относятся к нескольким семействам: землеройковые (Suncus montanus, Feroculus feroculus, Crocidura miya, Solisorex pearsoni), мартышковые (Semnopithecus vetulus), виверровые (Paradoxurus zeylonensis), беличьи (Funambulus layardi, Funambulus sublineatus), мышиные (Petinomys fuscocapillus, Mus fernandoni, Vandeleuria nolthenii, Rattus montanus, Srilankamys ohiensis). В регионе также обитают занесённые в красную книгу леопарды (Panthera pardus kotiya).
Кроме того, на территории нагорья встречается 29 эндемиков-птиц.
Охрана территории
Более 200 лет влажные леса вырубались под плантации чая. В настоящее время под защитой находятся островки леса общей площадью 457 км². Нагорья Центральной Шри-Ланки включают в себя следующие особо охраняемые природные территории (в скобках указана категория Международного союза охраны природы):
- Заповедный лес Наклс площадью 217 км²;
- Охраняемая территория Пик Уайлдернесс площадью 120 км²;
- Национальный парк Хортон-Плейнс площадью 20 км².
Пик Адама
В местечке Хаттон, что в 108 километрах от Нувара Элии, находится конусообразная гора высотой 2243 метра. Это пятая по высоте гора Шри-Ланки. Буддисты называют ее Шри Пада (что в переводе с сингальского означает «священный след»), считая, что сам Гаутама Будда посетил это место. При жизни Будда посещал Шри Ланку трижды. Первый раз он высадился на остров в том месте, где сейчас построен храм Келания (12 километров от Коломбо). Второй раз Будда был в регионе Махиянгана. Когда же Просвещенный вернулся на Шри-Ланку в третий раз, согласно записям Шри-Ланкийского эпоса «Махавамса», его последователи попросили оставить отпечаток ноги, который будет служить местом паломничества для всех его последователей.
В день полнолуния Ундувап Поя, обычно приходящийся на начало декабря, начинается паломничество на гору Шри Пада или в переводе с сингальского «Священный след». Гора носит еще одно название Саманола Канда (Samanola Kanda) или Гора Бабочки. Португальцы дали этой вершине имя Пик Адама.
Мусульмане верят, что след на вершине оставил Адам, первый раз ступив на землю, изгнанный из райского «Эдема». Индуисты верят, что на вершине горы след оставлен их верховным богом Шивой и называют гору Шриван Адипатам («космический танец Шивы»). Христиане верят, что здесь оставил свой след святой Фома, христианский апостол, проповедовавший в южной Индии. Португальцы же говорят, что это был святой Томас, принесший христианство в Индию.
На вершине, на голой, бесплодной гранитной площадке находится пространство длиной 21 метр и шириной 10 метров, окруженное стеной в 1 метр высоты, за которой возвышается небольшой открытый храм. Под этим храмом на выступающей скале виден след, представляющий собой углубление в виде человеческой ноги. Края следа окружены как будто золотой рамкой, разукрашенной драгоценными камнями. Каждый год с декабря по май паломники всех религиозных конфессий совершают восхождение на эту гору для того, чтобы получить благословение, очиститься от грехов и прикоснуться губами к священному отпечатку ступни на вершине горы, который можно разглядеть в углублении.
Заканчивается паломничество в день полнолуния Весак Поя в мае. К слову сказать, на гору можно только взойти: поскольку пик Адама является священным, никакие подъемные средства устанавливать на нем нельзя. С другой стороны, именно особый религиозный статус Пика Адама не позволяет местным властям ввести плату за посещение.
Самый короткий путь предусматривает пеший подъем в 8,5 километров, что в среднем занимает от 3 до 5 часов. Подъем начинается из деревни Делхуси (Delhouse), расположенной в 37 километрах от местечка Хаттон (Hatton). Более длинный путь в 15 километров и занимающий в среднем 7 часов пролегает из Ратнапуры (Ratnapura).
Во время периода паломничества каменные ступени, по которым совершается восхождение, ограждены поручнями, дорога освещена фонарями, работают кафетерии, позволяющие паломникам отдохнуть в пути. Начав свой подъем в 1-2 часа ночи, вы спокойно сможете успеть к рассвету, обычно начинающемуся в 6:00 — 6:30 утра. Однако, на вершине вам будет довольно прохладно, поэтому стоит запастись теплой одеждой заранее.
Первые 30 минут путь будет пролегать мимо чайных плантаций, буддийских святилищ и большой каменной арки, которая является некой границей, обозначающей вход на священную землю. Далее тропа ведет вверх до большой Пагоды Мира, построенной японцами в честь дружбы двух народов в 1976 году. После этой ступы вам предстоит довольно тяжелый подъем. Положительным моментом будет служить то, что вершина горы всегда покрыта облаками, и вы не сможете видеть сколько вам еще осталось до цели. Последняя практически вертикальная часть пути, протяженностью 2 километра содержит 1500 ступеней.
Большинство паломников взбираются ночью по ступенькам, не только для того, чтобы припасть к священному следу, но и чтобы на восходе солнца стать свидетелями уникального явления, вызывающего восторг и благоговение: в предрассветном тумане можно увидеть тень горы, опоясанную радужным сиянием, а над знаменитым «следом» возникают необычные миражи.
В остальное время года желающим подняться на Пик Адама придется идти по неосвещенной лестнице, держа в руках фонарик, а сильные дожди сделают восхождение просто неимоверно трудным заданием.
Сайт Шри Пада: sripada.org
Как добраться до пика Адама
Как добраться до пика Адама
На Пик Адама есть два маршрута для восхождения — восточный и западный, со стороны Хаттон и со стороны Ратнапуры. Восточный маршрут более популярный поскольку более короткий.
Конечная остановка автобуса для восхождения на пик Адама по восточному маршруту деревня Делхуси (Delhouse).
В период паломничества, с полнолуния декабря по полнолуние мая (сезон подъема на пик Адама), есть прямые автобусы из Коломбо, Канди и Нувара Элии (расписание неизвестно) до Делхуси. Либо можно доехать на поезде или рейсовом автобусе до Хаттон (Hatton).
Из Коломбо с автостанции Петтах на автобусе №18-2 Colombo — Hatton. Но комфортнее доехать на поезде из Коломбо (Colombo Fort), Канди (Kandy) или Нувара Элии (Nanu Oya) до станции Hatton.
В Хаттон, опять же в период паломничества, каждые 30 минут отправляются прямые коммерческие автобусы до Делхуси. В остальное время автобус от Хаттон идет до Маскелия (Maskelia) где можно пересесть на автобус до Делхуси. Время в пути от Хаттон 1,5-2 часа. Последний автобус из Хаттон уходит в 18:00, из Маскелии в 19:00. В сезон возможно автобусы ходят и в более позднее время.
В Делхуси есть отели и гесты где можно остановиться перед восхождением на пик Адама.
Слоновий питомник Пиннавела
Слоновий питомник Пиннавела — одна из самых популярных достопримечательностей Шри-Ланки. Питомник создан для защиты слонят, от которых отказались родители, или они остались сиротами. Питомник был открыт для посещения туристами в 1975 году. В это время там было только 7 маленьких слонят. Сейчас питомник Пиннавела насчитывает около 80 слонов и слонят, часть из которых родились тут же в питомнике. В 2009 года в питомнике родился 50-й слоненок. Самому же старому обитателю этого приюта уже более 65 лет.
Слонят здесь растят, дрессируют и обучают необходимым навыкам. Некоторых слонов отдают в зоопарки мира. Остальные работают в лесах, перевозя грузы, развлекают туристов и участвуют в буддийских церемониях и представлениях, поэтому у ланкийцев очень уважительное отношение к этим животным.
Туристы любят это место за возможность близкого и безопасного контакта с животными, и нигде в другом месте на Шри-Ланке, за исключением шествия Перахеры, вы не увидите такого большого количества слонов в одном месте. Ежедневно слонов приводят к реке Маха Ойа для купания с 10:00 до 12:00 утра и с 14:00 до 16:00 часов дня. Прием пищи происходит в 9:15, 13:15 и 17:00. За 250 рупий вы можете покормить слоненка из бутылочки.
Во второй половине дня свет для фотографий лучше, но в это время также и больше посетителей. Если был большой дождь то купание слонов в реке может быть отменено из-за высокого уровня воды.
Обычно питомник Пиннавела посещают по пути из Коломбо в Канди или как однодневную поездку из Канди, но здесь также можно остановиться на ночлег в гестхаусе или отеле. Отель Elephant Park расположен непосредственно напротив места купания слонов и с террасы которого за завтраком или из окон номеров можно наблюдать за животными.
Входная плата 2500 рупий для взрослых и 1250 для ребенка с 3 до 12 лет. Посещение только купания слонов без посещения питомника теоретически бесплатно, но работники питомника стоят на подходе к реке и требуют оплату (законно это или нет неизвестно, можно попробовать их игнорировать).
Время работы с 8:30 до 17:30.
Сайт: nationalzoo.gov.lk
Зоопарк Пиннавела (Pinnawala Zoo)
Зоопарк Пиннавела (Pinnawala Zoo)
В апреле 2015 года открыт первый зоопарк в Шри-Ланке на открытом воздухе. Находится недалеко от слоновьего питомника. Зоопарк разделен на две части: шри-ланкийская зона и зона всего мира. Он является домом для многих эндемичных животных Шри-Ланки, таких как читал (олень), шри-ланкийский леопард, фиолетово-ликая обезьяна, кабан, азиатский слон, самбар и многих других животных. Открытый вольер для леопарда самый большой из всех.
Полоннарува
Город Полоннарува — средневековая столица Шри-Ланки. Полоннарува являлась городом стратегического значения, Цитадель представляла собой внутренний форт и последнюю линию защиты города. На территории крепости располагался королевский дворец, здание совета министров, административные здания и подсобные помещения. Большое количество зданий вокруг дворца не сохранилось, так как строения были деревянными.
Мощные стены крепости достигали 11-метровой высоты. Через северные ворота цитадели вы попадаете на территорию большого древнего города Полоннарувы, окруженного шестикилометровой стеной. Согласно хроникам город включал в себя несколько тысяч домов с сотнями улиц. Двух-, трехэтажные дома купцов и аристократов строились из кирпича, а средний класс и беднота жили в домах из глины и дерева. Строительство зданий из камня считалось привилегией короля и духовенства.
В центре города находилась Терраса Зуба Будды. Главная дорога выводит через ворота города, откуда начинается территория монастыря Алахана Пиривена. Монастырь построен на месте бывшего кладбища и включал в себя около 500 зданий. Первый монумент монастыря Ранкот Вехера — самая высокая ступа Полоннарувы (55 м). Маленькая тропинка слева от ступы ведет к каменному бассейну Покуна для монахов. Монахи мылись сидя на ступеньках, погрузив ноги в воду. На самой высокой платформе комплекса находится Зал для молитв.
В дни новолуния и полнолуния монахи рассаживались на полу во главе с настоятелем, восседавшим на троне в центре зала, и повторяли строгие законы Ордена. Не убей, не лги, не укради, не прелюбодействуй, не пей — пять главных заповедей буддизма. Среди главных зданий комплекса — храм Ланкатиляка, самое высокое строение Полоннарувы с колоссальной 13-метровой статуей Будды (без головы). Севернее монастыря находится Каменный Храм, самый знаменитый храм на Шри Ланке. Четыре статуи Будды в различных позах высечены в гранитной скале и датируются XII веком. Несмотря на колоссальные размеры, скульптуры очень реалистичны. Большой интерес представляет третья статуя, изображающая 7-метрового Будду в необычной позе со скрещенными руками на груди.
Достопримечательности Полоннарувы можно осматривать на велосипеде, который можно взять здесь же на прокат, либо на тук туке.
Входная плата 25$ для взрослых, 12,5$ для детей.
Время работы: 7:00-18:00
Ритигала
Гора Ритигала (Ritigala) (в переводе означает «убежище в горах») расположена в южной части Северо-Центральной провинции острова между древними столицами Анурадхапурой и Полоннарувой на высоте 600 м над уровнем моря.
В течении 1500 лет крутые горные склоны с большим количеством пещер служили во времена оккупаций и междоусобиц надежным убежищем для местных племен, отшельников и особ королевской крови. Руины Ритигалы одни из самых отличительных, которые может предложить Шри-Ланка.
Часть комплекса включает в себя платформы для медитации и проходы, находящиеся в прекрасной гармонии с огромными валунами и благородными деревьями. А сама гора, погруженная в легенды и тайны, добавляет некую магическую привлекательность.
Ритигала сохраняла свое значение до тех пор, пока монастырский комплекс не был разрушен в период оккупации острова тамильскими завоевателями в конце X – начале XI вв. Сейчас Ритигала объявлена заповедной зоной. Входная плата 10 $ для взрослых и 5 $ для детей
Сигирия
В пятом веке нашей эры, Касапа, старший сын короля Датусены, должен был унаследовать престол, но отец решил в пользу младшего сына. Касапа воспылал ненавистью к отцу и заключил его в темницу, а в 477 г. участвовал в его умерщвлении. Могаллана ужаснулся от страшных деяний старшего брата и скрылся в Южной Индии. Опасаясь мести, Касапа решил построить столицу в труднодоступном месте, и выбрал скалу Сигирия, 370 метров в высоту. Его архитекторы расчистили место вокруг скалы и построили великолепный город, окруженный садами, фонтанами и бассейнами. Соорудили самые изумительные лестницы в мире: ступеньки вырезаны между лапами, горлом и челюстями льва неимоверных размеров. Образ льва имеет двойной смысл: эмблема государства и форма устрашения. Часть скалы выше головы льва была расписана образами Касапы и его отца Датусены.
На вершине скалы был построен дворец-цитадель. Цитадель начинается с «платформы льва». Ступеньки ведут на террасу, где когда-то находился дворец.По описанию путешественников, фронтон дворца, выстроенного из мрамора, был выложен драгоценными камнями. Дворец окружали террасы с садами и водоемами. Хорошо сохранился гигантский королевский трон. Удивляет то, как строители тех времен поднимали на скалу необходимые стройматериалы. По краям скалы были воздвигнуты кирпичные стены, на выступах которых имелись узкие платформы для часовых, где они не могли заснуть, рискуя упасть. Камни на скале всегда были наготове на случай вторжения. Один из них до сих пор еле держится, готовый вот-вот упасть.
Путешественники также описывают галерею с фресками и «зеркальную стену», отполированную с помощью минерала. Фрески изображают процессию принцесс или дворцовых дам, как бы парящих в воздухе. Никто не знает — кто они, возможно, просто плод воображения художника. На них богатые украшения, диадемы поддерживают волосы, в руках цветы. Фрески занимали всю стену галереи. К сожалению, из 500 фресок сохранились 18. Покрытые составом из яичного белка с медом диких пчел они сохранили свои яркие цвета. Царапины на «зеркальной стене», следующей за галереей, — это простые поэмы, посвященные красоте женщин Сигирии.
Карта Сигирии и окрестностей
Карта Сигирии и окрестностей
Входная плата 30 $
Кассы работают: 7:00-17:00, сама Сигирия до 18:00. В билет входит DVD-диск и 3 отрывных билета на вход, которые отрывают в соответствующих местах: — главный вход; — зеркальная стена (на скале); — музей (музей находится недалеко от кассы, экспозиция слабая, можно не заходить);
Хорошее время для начала экскурсии 14:30, уже не так жарко и меньше посетителей, к 18:00 можно успеть все осмотреть.
Синхараджа
Синхараджа (Sinharaja Forest Reserve) – национальный заповедник Шри-Ланки, отличающийся большим разнообразием флоры и фауны. Имеет международное значение и включен во всемирную сеть биосферных резервантов, а также в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Девственный уголок природы – тропический дождевой лес является важной частью экорегиона острова Шри-Ланка. Он был спасен от вырубки благодаря своему недоступному расположению. В 1978 году заповедник был включен во всемирную сеть биосферных резервантов, а в 1988 году пополнил список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Синхараджа в переводе означает «Королевство Льва». Его протяженность составляет 21 км с востока на запад и 7 км с севера на юг. Это настоящая «сокровищница» эндемичных видов растительного и животного мира: деревьев, насекомых, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих. Из-за густой растительности увидеть животных в их естественной среде обитания не так легко, как в других национальных парках с засушливым климатом, например, в Яле. Здесь обитают три слона и около 15 леопардов, увидеть которых удается очень редко. Типичным крупным представителем млекопитающих является Краснолицый гульман.
Интересной особенностью является то, что птицы здесь перемещаются в поисках пищи стаей, состоящей из нескольких видов, но неизменно во главе с величественным Райским дронго и шумным Оранжевым болтуном. Из 26 эндемичных видов птиц, обитающих на острове Шри-Ланка, в тропическом дождевом лесу нашли себе приют 20 из них, среди которых Неуловимая краснолицая кустарниковая кукушка, Зеленоклювая шпорцевая кукушка и Цейлонская голубая сорока. Эндемичными видами рептилий являются Зеленая ямкоголовая Гадюка и Цейлонские гадюки-щитомордники. Здесь обитает множество видов земноводных, особенно древесных лягушек. Беспозвоночные представлены эндемичной бабочкой-птицекрылкой обыкновенной и пиявками, встретить которых можно повсюду.
Флора
Синхараджа – это тропический дождевой лес и тропический влажный вечнозеленый лес. Наиболее примечательными особенностями леса является то, что доминирующие деревья, возвышаясь над остальными, имеют идеально ровные стволы. Растительность представлена множеством видов, и постоянно идет процесс регенерации. Средняя высота деревьев составляет 35-40 метров. Отдельные экземпляры достигают 50 метров в высоту. Влажный вечнозеленый лес имеет высокую степень эндемизма. Некоторые семейства растений, например, двукрылоплодники, демонстрируют эндемизм более чем на 90%. До сих пор не раскрыт весь генетический потенциал флоры Синхараджи. Он огромен – из 211 видов деревьев и лиан, изученных на сегодняшний день в заповеднике, 139 видов, а это 66%, являются эндемичными. Кроме того, высокий уровень эндемизма, возможно, свойственен также низкорослым растениям, таким как папоротники и грибковые паразиты. Из всех 25 видов эндемиков, произрастающих на Шри-Ланке, 13 представлены в заповеднике Синхараджа. Общая плотность растительности, включая деревья, кустарники, травы и саженцы, по приблизительной оценке, составляет 240000 особей на гектар, причем 95% от этого числа составляют представители, произрастающие вблизи земли и достигающие в высоту не более 1 метра. Плотность деревьев и лиан, которые достигают в обхвате 30 см, колеблется в районе 600-700 особей на гектар, в то время как плотность растений, в обхвате которые больше 150 см, составляет 45-50 представителей на гектар.
Фауна
Изучение животного мира показало, что высокая степень эндемизма есть среди бабочек, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Более половины всех обитателей Синхараджи – эндемики. Есть научные труды, посвященные наблюдениям за некоторыми животными восточной части заповедника. Так, самым распространенным видом оленей является Индийский замбар. Здесь также встречается Индийский мунтжак и Свиной олень. Увидеть леопардов удается редко, но об их присутствии говорят следы на дорожках и некоторые другие признаки. В лесу иногда можно заметить Полосатошейного мангуста и Золотую пальмовую куницу. Самый распространенный примат здешних мест – Краснолицый гульман. Говорят, что здесь раньше обитали слоны, но за последние 15 лет наблюдений, их никто не видел.
За исключением птиц, обитающих в западной части заповедника, 72% всех пернатых не являются эндемичными видами, но постоянно проживают в этой местности, а 13 % являются мигрантами. Одно из самых интересных и захватывающих зрелищ здешних мест – кормление птиц, когда они собираются разношерстной стаей, состоящей из нескольких видов. Это довольно распространенное явление для тропического леса. Здесь можно систематически увидеть около 100 таких стай. Исследования показали, что в некоторых из них собирается до 48 видов птиц, 12 из которых являются эндемичными. Редкие и уникальные птицы, которых можно увидеть в заповеднике Синхараджа – Краснолицая кустарниковая кукушка, Цейлонская голубая сорока, Серолобая кустарница, а также Белолицый скворец и Зеленоклювая шпорцевая кукушка, которые являются самыми редкими птицами Шри-Ланки.
Агамовые (семейство в составе подотряда ящериц) – самая распространенная группа рептилий. Это типичные Садовые зеленые ящерицы, обитающие в лесах. Особое значение имеет Свистящая ящерица, принадлежащая к древесному виду и являющаяся редчайшим представителем семейства Агамовых, обитающих на острове. Черепаха в заповеднике представлена только одним видом – это Китайская трехкилевая черепаха, в то время как представитель семейства сцинк – золотистая мабуя – распространенное явление. Если говорить о змеях, то эндемичными видами для Шри-Ланки являются Белогубая куфия и все три представителя Цейлонского щитомордника.
Земноводные довольно распространены в заповеднике, среди них было выявлено девять эндемичных видов, в их числе Анзония и Обыкновенная серая жаба. В большинстве рек и болот Синхараджи были обнаружены Бугорчатая (морщинистая) лягушка и Цейлонская тростниковая Лягушка. Горная раманелла – редкий и на сегодняшний день единственный эндемичный представитель семейства Узкоротых (Микроквакша) в заповеднике, а Желтополосый рыбозмей – единственно известный представитель семейства Голобрюхих.
Заповедник лучше посещать с гидом, иначе это будет просто прогулка по лесу. Возле Синхараджи есть небольшие отдели и гесты где можно остановится для того, чтобы начать прогулку по лесу в 6 утра — это лучшее время для наблюдения за птицами.
Стоимость гида за 4 часа прогулки 1600 рупий, 8 часов — 3200 рупий.
Время работы с 6:00 до 18:00.
Входная плата 560 рупий.
Guruge nature Park
«Guruge Nature Park» является первым тематическим развлекательным парком в Шри-Ланке. Парк включает в себя небольшой зоопарк, парк птиц и бабочек, выставку динозавров, иллюстрированные (в том числе и скульптурами) моменты истории Шри-Ланки, исторический музей и музей драгоценных камней, аттракционы (включая небольшое колесо обозрения), детскую железную дорогу, зону для пейнтбола, катание на лодках и катамаранах на озере, волновой бассейн, иллюстрации из жизни древнего племени веддов.
На территории тематического парка есть ресторан Nilwala. «Guruge Nature Park» находится недалеко от аэропорта Бандаранайке.
Время работы парка — с 9:00 до 18:00. В выходные и праздничные дни парк может быть переполнен.
Стоимость входного билета 1500 рупий для взрослых и 750 рупий для детей, плюс входные билеты в различные зоны от 30 до 200 рупий. Также есть комплексные билеты, которые включают в себя обед.
Не стоит ждать от парка уровня Диснейленда, все сделано достаточно просто и на европейский взгляд непритязательно.
Веб-сайт парка: www.gurugepark.com
Хортон Плейнс
Хортон Плейнс, занимая площадь 3160 га и простираясь на многие километры, является частью национального парка, расположенного на высоте 2134 м над уровнем моря. Раньше здесь обитали слоны, в настоящее время олени, косули, шакалы и леопарды. Нижняя часть плато, местами заболоченная и изрезанная ручьями, постепенно переходит в поросшие деревьями участки и далее в ущелье, продуваемые ветрами. Здесь можно увидеть редкие виды растений, бабочек, птиц, обезьян.
Но главной достопримечательностью плато Хортон по праву считается «Конец света» — склон, резко обрывающийся вертикально сначала на 328 м, а затем еще на 1312 м. Вид, открывающийся отсюда, один из самых замечательных на Шри-Ланке. Ясным ранним утром вашему взору открываются просторы Индийского океана, уходящего за горизонт. Плато Хортон, наверное, одно из самых экологически чистых мест в мире. Следует отметить, что курение на плато Хортон строго запрещено..! Посетив этот удивительный уголок Шри-Ланки, вы получите возможность расширить ваше представление о природном многообразии острова.
Карта Хортон Плейнс
Карта Хортон Плейнс
Вход в парк отмечен на карте как «WORLD’S END TRAIL HEAD».
Путь по кольцевому маршруту около 10 км. Время на осмотр 3-3,5 часа.
Входная плата 3000 рупий (20$)
Кассы работают: 6:00-16:00, парк открыт 6:00-18:30
Храм зуба Будды
Примерно в 540 году до новой эры умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. После нескольких столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Реликвию на остров переправила дочь правителя, спрятав её в своей причёске.
Этому зубу издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран город Анурадхапура, затем зуб перенесли в город Полоннарува, а уже в начале XVIII века он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Далада Малигава. Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно зубу исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты попытались уничтожить зуб, заложив бомбу в храме Далада Малигава. Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой. Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях, когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса.
Храм находится на большой, огороженной территории. Это бывшая резиденция одного из царей. Когда этот царь получил зуб Будды, он построил для него храм. Со временем вокруг храма построили еще один внешний храм. Получился храм в храме. Во внешнем храме находится несколько залов, в том числе зал с библиотекой, зал со старинной статуей Будды и Буддой сделанным из кварца. Еще в одном зале находится большая статуя Будды. Здесь можно увидеть фрески на которых иллюстрируется, как зуб Будды попал на Цейлон, начиная от рождения Будды, его паринирваны, затем как зуб хранили в Индии, и как он попал на остров в волосах принцессы.
В связи с тем, что были попытки взорвать храм, вместе с зубом, на территории храма находятся секьюрити, которые проверяют каждого входящего, сначала при входе на территорию и затем уже при входе в сам храм. Проверка осуществляется в прощупывании входящих, женщин отдельно, мужчин отдельно.
При входе можно взять цветы для подношения, в этом случае вы можете подойти максимально близко к зубу Будды. На втором этаже внутреннего храма стоит очередь с подношениями. Очередь движется вдоль ограждения до окна, в которое можно положить подношение. В это окно виден зал, в котором есть другое окно в зал, в котором под золоченым куполом и хранится сам зуб Будды.
В 1988 город включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Входная плата 1000 рупий.
Время работы: 5:30 — 20:00, пуджа 5:30 — 6.45, 9.30 — 11:00, 18.30 — 20:00.
Сайт храма: sridaladamaligawa.lk
Местоположение: Канди
Черепашья ферма Косгода
Черепахи — один из 4-х отрядов пресмыкающихся, найденные останки которых насчитывают более 220 миллионов лет. Ареал распространения черепах — это умеренные и тропические климатические зоны Земли. Черепахи обитают как на суше, так и в воде. Главным признаком черепахи является ее панцирь, состоящий из 2-х частей — спинного и брюшного щита. Панцирь обеспечивает черепах защитой от врагов.
Черепах можно разделить на морских и наземных, наземные же черепахи делятся на пресноводных и сухопутных. На Шри-Ланке обитает 9 видов черепах. Семейство “Азиатские черепахи”
- Индийская трёхкилевая черепаха (Мelanochelys trijuga)
Семейство “Морские черепахи”
- Логгерхед или головастая морская черепаха (Сaretta) — занесена в Красную книгу
- Зелёная черепаха или суповая черепаха (Сhelonia mydas)
- Бисса или настоящая каретта (Еretmochelys imbricata)
- Оливковая черепаха Ридли (Lеpidochelys olivacea)
Семейство “Кожистые черепахи”
- Кожистая черепаха (Dеrmochelys coriacea)
Семейство “Сухопутные черепахи”
- Звёздчатая черепаха (Gеocheloneelegans) – единственная наземная черепаха на Шри-Ланке
Семейство “Трёхкоготные черепахи”
- Трёхкоготные черепахи (Тrionychidae)
Семейство “Пресноводные черепахи”
- Красноухая черепаха (Тrachemysscripta)
Черепашья ферма Косгода (KosgodaTurtleSanctuary) находится между одноименным городом и городом Ахунегалла, рядом с трассой Галле-роуд, на берегу Индийского океана. Это небольшая ферма по сохранению и разведению черепах, и по ней можно совершить экскурсию. На ферме представлен весь процесс разведения черепах: от закладки черепашьих яиц до выращивания черепашат в специальных бассейнах до 3-х дневного состояния. После этого маленьких еще не оперившихся черепашек выпускают в океан. Также на ферме живут взрослые уникальные особи. На южное побережье Шри-Ланки приплывают откладывать яйца только зеленые черепахи, кожистые черепахи, биссы, оливковые и головастые черепахи, при этом черепахи всегда возвращаются в то место где они родились. Черепахи роют большие лунки, иногда до метра глубиной, откладывают яйца и засыпают кладку песком. Период инкубации занимает от 30 до 150 дней в зависимости от вида.
Процесс выращивания черепах на ферме начинается со сбора яиц на песчаном пляже. Местному населению выплачивают по 10 рупий за принесенное черепашье яйцо. После того как яйца собраны, их помещают в инкубатор — огороженную территорию засыпанную песком. Кладки помечают табличкой с датой закладки, количеством яиц и наименованием вида черепахи.
После того как черепашки появляются на свет, разбив яйцо специальным зубом, они выползают на поверхность, и их переносят в специальный бассейн. Некоторым посетителям удается принять участие в «родах» — они сами берут черепашек и переносят их в воду.
И на самом деле, государство запрещает убивать черепах, в Шри-Ланке — это уголовно наказуемо, поэтому вы не встретите здесь блюда из черепах. В бассейне черепашки проводят только 3 дня, после чего их выпускают в океан, поскольку через 3 дня им уже требуется корм, и они достаточно повзрослели, чтобы начать самостоятельное плавание длиною в жизнь.
На ферме также живут и взрослые большие черепахи. Одна из красавиц и гордость фермы – это морская черепаха-альбинос. В природе у нее не было бы шансов на выживание, а здесь она процветает и радует посетителей.
Оливковая черепаха, с которой любят фотографироваться посетители, бывает до 45 кг и длиной панцыря 60-70 см. Она уникальна тем, что у нее может быть несимметричное количество щитков в панцире на каждой стороне.
Еще одна обитающая здесь большая черепаха – это бисса. Она обладает мощным роговым клювом. Длина тела таких черепах 60-90 см, масса до 55 кг. Панцирь покрыт толстыми роговыми щитками.
Одна из черепах пострадала во время цунами 2004 года – потеряла передний плавник.
Рядом находится небольшой магазин сувениров. Ферма находится на берегу океана.
Время работы с 8:00 до 18:00
Стоимость 1000 рупий
Гангарамая
Буддийский храм Ганрарамая в Коломбо — один из самых важных храмов Шри-Ланки. Он расположен в Коломбо рядом с озером Бейра и построен на месте маленького жилища отшельника около 120 лет назад.
В архитектуре храма смешались мотивы цейлонского, тайского, индийского и китайского стиля.
В комплексе размещены храм, пагода, зал собраний для монахов, помещение для реликвий, музей, библиотека, жилые комнаты, учебные классы. Непосредственно на озере находятся павильоны для медитаций.
Стены помещений украшены яркими росписями по мотивам монашеской жизни и бытовыми сценами.
На территории растет дерево Бодхи – росток от дерева в Анурадхапуре.
Пагода была построена при участии и помощи местных жителей.
В музее представлены религиозные, исторические и культурные экспонаты и подарки от представителей других религий и членов правящих семей государств мира.
Множество художественных и скульптурных изображений Будды в разных стилях интересны разнообразием материалов и техникой исполнения. При их изготовлении использовались драгоценные металлы и камни, слоновая кость, керамика, стекло, дерево.
В библиотеке размещены уникальные древние книги с текстами на бамбуковых листьях.
В настоящее время храм Гангарамая не только культовое буддийское место, но и учебный центр для монахов. Храм активно участвует в благотворительной деятельности: поддерживает дом престарелых, детский дом, сельские общины и множество храмов в стране. Организовано бесплатное обучение техническим профессиям и английскому языку.
Здесь терпимо относятся к представителям других религий. Каждый год, в полнолуние февраля рядом с храмом проходит Навам Перахера – праздничное буддийское шествие.
Вход в храм бесплатный, но приветствуются пожертвования, рекомендуемая сумма – от 100 рупий.
Сайт храма gangaramaya.com
Исурумуния
Исурумуния (Isurumuniya) — буддийский пещерный храм. Комплекс расположен рядом с водохранилищем Тиссавева (Tisawewa) и вблизи от Анурадхапуры. Он известен своими уникальным барельефом «Возлюбленные Исурумунии», а также барельефом сидящего мужчины и головы лошади, королевской семьи и барельефом купающихся слонов. Храм, как считается, был построен королем Деванампия Тисса (307-267 до н.э.), правившего в древней столице Шри-Ланки – Анурадхапуре, и перестроен королем Кашьяпа I в 473-491 годах нашей эры.
Комплекс состоит из старого и нового храма, археологического музея, дагобы и священного дерева Бодхи. Постройки окружены рвом с водой, на территории имеются два рукотворных водоема.
Барельеф «Возлюбленные Исурумунии» — это яркий пример древнецейлонского искусства в стиле Гуптов. Он относится к 6 веку нашей эры. По преданию, на барельефе изображены сын короля Дутугамуну (Dutugamunu) — Салия (Saliya) и его возлюбленная из низшей касты чандалов — Ашокамалу (Asokamala), ради которой он отказался от королевского трона.
Барельеф «Королевское семейство» также выполнен в стиле Гуптов. Он относится к 8 веку нашей эры. На нем изображена королевская семья – пять фигур, центральной из которых, предположительно, является король Дутугамуну (Dutugamunu) с короной на голове.
Барельеф сидящего мужчины, рядом с которым изображена голова лошади, вероятно относится к 7-му веку нашей эры. Кто изображен на барельефе доподлинно неизвестно.
Барельеф «Слоны» выполнен в стиле Паллавов и относится к 7 веку нашей эры.
В новом храме расположена большая статуя лежащего Будды в позе Махапаринирвана.
Рядом с новым храмом, в расщелине между каменными глыбами, находится пещера с летучими мышами.
Можно подняться на скалу где находится отпечаток стопы Будды в камне и смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на окрестности.
Как доехать до Исурумунии
Как доехать до Исурумунии
Комплекс Исурумуния находится рядом с городом Анурадхапура и добраться до него проще всего на тук-туке, при желании можно дойти и пешком.
Япахува
Сильный сухой ветер нарушает спокойствие теплой долины. Бурьян пробивается на склонах живописных холмов, а одинокая ящерица резвится в сверкающих лучах солнца, балансируя на одном из многочисленных камней этих древних руин. В вышине темнеет скала Япахува (Yapahuwa), одиноко стоящее чудо фортификации высотой 91,5 метр, чья история начинается в 13 веке.
В то время Япахува была местом пребывания правительства Шри-Ланки, здесь же хранилась и священная реликвия – Зуб Будды. Сегодня это одна из самых необычных и значимых исторических достопримечательностей страны, хранящая многочисленные следы древних сражений и обломки государства короля Бхавейнкабаху (Buvenekabahu) (1273-1284).
Также здесь находится необычный «Лев Япахувы» — каменная скульптура, очень напоминающая китайские статуи, чье изображение можно увидеть на новой банкноте в 10 рупий. Историки сравнивают Япахуву с горной крепостью Сигирия (Sigiriya), но отмечают, что она представляет собой не настолько масштабное сооружение.
Самым знаменитым архитектурным шедевром Япахувы остается декоративная лестница, которая вела к королевскому дворцу. Завораживающие своей красотой виды на окрестности разнообразят подъем наверх: бескрайние джунгли, пологие холмы и нагретые солнцем скалы создают идеальный пейзаж.
Для осмотра Япахувы рекомендуется надеть удобную обувь и головной убор от солнца. Скала Япахува резко вздымается над равнинами. На вершину можно попасть по террасам, оставшимся на месте древних стен, расположенным на южном и восточном склонах. Король окружил город высокой стеной и крепостным рвом, защищающим дворец изнутри. На самой вершине для монахов был построен пещерный храм. В нем до сих пор сохранились статуя Будды и фрески периода Канди.
Однако в отличие от Сигирии крепость возведена не на плоской вершине 91 метрового утеса, а на его нижнем ярусе. В то же время свидетельства говорят в пользу того, что поселение на скале скорее напоминало город, чем сельскую общину.
Удивительно, что в исторических анналах Шри-Ланки не сохранилось упоминаний о Япахуве после 13 века. Однако последние археологические раскопки в Япахува показывают, что горное королевство правителя Бхавейнкабаху поддерживало тесные дипломатические отношения с Китаем. В ходе первых раскопок было обнаружено несколько предметов китайского фарфора. Сейчас они известны как лучшие экземпляры, найденные на острове.
Из-под земли также были извлечены многочисленные осколки селадона (китайского фарфора серо-зеленого цвета — прим. пер.) и более 1000 китайских монет. История, окружающая скалу Япахува, поражает воображение. Ее также называют «Субха паббата» (или «Скала Субха») по имени военачальника Субха (Subha), который сделал Япахуву своим оплотом еще до прихода Бхавейнкабаху, понимая, что скала имеет идеальное расположение с точки зрения организации обороны.
Именно здесь Субха успешно остановил продвижение дальше на юг войск короля Магха (Magha) (1215-1236). Магха из рода Калинга (Kalinga) вторгся на Шри-Ланку во главе войска, насчитывающего около 24 000 солдат.
Сотню лет спустя, с севера страны были изгнаны тамильские захватчики, и в Дамбулле (Dambulla) была восстановлена власть сингальских королей. Но остров по-прежнему был открыт для захватчиков из южной Индии, которые время от времени вторгались сюда.
Сделав Япахуву своей столицей, Бхавейнкабаху также перевез сюда из Дамбадении (Dambadeniya) священную реликвию – Зуб Будды. В то время это была обычная практика для правителей и ритуал, которому придавалось огромное политическое значение.
Однако после смерти Бхавейнкабаху на его королевство обрушился страшный голод, и одновременно на остров вторгаются войска Пандян (Pandyan). Пандяны увезли с собой Зуб Будды и огромное количество других сокровищ. После утраты реликвии сингалы были в отчаянии. Для них это было крушение всех надежд.
Вскоре Пандяны оставили Япахуву, но в середине 16 века в страну вторгаются португальцы. Они разрушили большую часть сохранившихся величественных построек, разграбили и уничтожили потрясающие образцы восточной скульптуры и архитектуры. Королевство, которое постепенно, метр за метром вырастало из земли, перестало существовать, но рассеянные по округе руины этого прежде славного города даже сегодня могут достаточно красноречиво поведать свою историю.
Развалины обозначают то место, где высоко наверху, в конце этой потрясающей лестницы, был расположен королевский дворец, окруженный двумя полукруглыми стенами и крепостными рвами. Изначально лестница подразделялась на три участка. Первый, основной, пролет был простым и имел исключительно практическое назначение. Однако последний пролет, состоящий из 35 ступеней, был богато украшен.
Эти руины сильно напоминают камбоджийский стиль: по бокам лестница украшена ликующими танцорами и музыкантами, чьи движения переданы так подробно и ярко, что они кажутся живыми. Танцоры также украшают портик над лестницей.
У подножия каждой балюстрады расположились львы Япахувы, единственные в своем роде во всей стране. Посетители отмечают, что большинство ступеней очень узкие, и по ним приходится передвигаться боком.
Историки утверждают, что это служило дополнительной мерой безопасности. Из-за узких ступеней захватчики не могли ни подняться, ни спуститься по ним быстро, поэтому у защитников в крепости наверху было время, чтобы вооружиться для отражения атаки или чтобы остановить убегающих шпионов.
Наверху лестницы расположен большой каменный дверной проем с примыкающими к нему высокими стенами и двумя изящными резными окнами. В ходе раскопок 1850 года были найдены фрагменты одного из окон, а второе, названное «Сивумендуру Кавулова (Sivumenduru Kavuluwa) (дворцовое окно с отверстиями), в полной сохранности было доставлено в Национальный музей в Коломбо.
Считающееся жемчужиной скульптуры в Япахуве, это окно представляет собой каменную плиту толщиной четыре фута семь дюймов (1,4 метра), внутренний профиль которой имеет толщину три дюйма (7,6 см). Его поверхность испещрена 45 круглыми отверстиями, через которые свет проникал в помещение. Техника, использованная при создании этого окна, схожа с ажурной резьбой по камню, которую можно увидеть в Тадж-Махале (Taj Mahal) в Агре (Agra).
В каждом круге располагается фигура столь тонкой работы, что не вызывает сомнения, что это лучший образец средневековой резьбы по камню в стране. Все они отличаются друг от друга: среди них можно увидеть вакханальные фигуры, изображения женщин, лебедей и скульптуры различных животных.
К последней категории относятся и восемь существ с хоботами, в которых узнаются «Гаджа Синха» («Gaja Sinhas») (слоны-львы – прим. пер.). Рядом с дворцом находится Далада Малигава (Dalada Maligawa), или Храм Зуба, специально построенный как вместилище для священного Зуба Будды. Строение напоминает дравидскую архитектуру с декоративными женскими фигурами, схожими с теми, которые поддерживают дверные проемы в храмах Ориссы (Orissa). Здесь также располагается музей, где хранятся реликвии.
С этого яруса по крутой тропе, начинающейся слева от храма, можно подняться на вершину скалы Япахува. Это завораживающее путешествие не для слабонервных, однако оно того стоит.
По дороге наверх находится маленькая пещера с обломками небольшой дагобы, а ближе к вершине встретится естественный резервуар с водой. Наверху расположены руины еще двух маленьких дагоб и других строений. С горы открывается потрясающий вид, а ветер здесь сильный и освежающий. Кажется, что вы находитесь за сотни километров от шумной современной цивилизации и достигли полной гармонии с прошлым.
Время на осмотр: 2 часа.
Входная плата: 1000 рупий.
Время работы: 6:00-18:00.
Как добраться до Япахувы
Как добраться до Япахувы
Достопримечательность Япахува находится несколько в стороне от традиционных туристических маршрутов поэтому поездку сюда необходимо планировать в виде самостоятельного мероприятия. Лучше всего доехать на поезде до станции Maho (Maho Junction). Станция находится по маршруту поездов из Коломбо в Анурадхапуру или Баттикалоа. От станции до Япахувы, по некоторым данным, курсирует автобус для паломников. Если такого автобуса не найдется то можно доехать на тук-туке или такси с ожиданием.
использованы материалы сайта lanka.ru